ФТС вытесняет АСМАП с рынка
Президент России Владимир Путин в конце февраля поручил правительству к марту возобновить на всей территории страны действие конвенции о международных дорожных перевозках (МДП). Однако Федеральная таможенная служба, по мнению большинства перевозчиков, игнорирует инициативу главы государства. "Несмотря на поручения Путина, ФТС пытается выдавить с рынка тех перевозчиков, которые еще продолжают работать по МДП", — заявил гендиректор Ассоциации международных автоперевозчиков Андрей Курушин на региональной конференции ассоциации в Петербурге
История вопроса
Конфликт между ФТС и АСМАП начался в 2013 году. Таможенники обвинили международных перевозчиков в лице АСМАП, что коммерсанты недоплатили в бюджет около 20 млрд рублей таможенных пошлин. Поясним, ранее большинство международных перевозчиков делали единовременные взносы (8 тыс. евро) в фонд МДП, гарантирующий уплату таможенных пошлин. Сделав взнос, компания покупает за 30 – 40 швейцарских франков специальную книжку МДП (TIR), которая дает право перевозчику без лишних хлопот проходить границы стран, подписавших конвенцию МДП, — это все страны Европы, откуда возят грузы российские перевозчики. Если по каким–то причинам груз не доходит до места назначения, то Международный союз автомобильных перевозок, а точнее, его представитель в РФ — АСМАП — выплачивает из фонда таможенные платежи в бюджет.
ФТС стала постепенно запрещать применение книжек МДП и намекнула всем перевозчикам, что они должны платить взносы в другие гарантийные организации — страховую компанию "АрсеналЪ" и ООО "Адал".
В результате к началу 2015 года из 107 международных пунктов пропуска книжки МДП принимаются без дополнительных гарантий и таможенного контроля только на пунктах Брусничное и Светогорск Выборгской таможни, а также на шести пунктах пропуска Карельской, Мурманской таможен и на Балтийской таможне.
Политика ФТС отбила у международных перевозчиков желание покупать книжки МДП. Количество выданных северо–западным филиалом АСМАП книжек сократилось почти вдвое, отметил глава филиала Александр Дацюк. По итогам 2014 года было реализовано 86 тыс. книжек, а в 2013 году — 116 тыс.
Банальное рейдерство
"Похоже происходит исскуственное выдавливание с рынка",- убежден заместитель гендиректора " Совтрансавто - СПб" Дмитрий Кадомский. По его словам перевозчик, ввзящий товар по книжке МДП может подвергнуться более строгому таможенному контролю, груз может застрять на таможне на несколько суток, в связи с чем у компании возникают дополнительные расходы.
Есть предположение, что некоторые перевозчики под угрозой тщательного досмотра прямо на границе отказываются от МДП и покупают гарантии у рекомендованных ФТС организаций. Более того, в начале марта ФТС составила список из 44 компаний ( среди которых 14 перевозчиков СЗФО), которым нельзя ввозить товары по книжкам МДП.
Михаил Серебрянников, начальник отдела контроля за таможенным транзитом СЗТУ, заявил, что никаких более жестких условий прохождения границы по книжкам МДП нет, а компании, попавшие в черный список сами виноваты - не соблюдали требования конвенции : нарушали правила таможенного транзита и налоговое законодательство.
После этого заявления представителя СЗТУ страсти в зале накалились до предела. Гендиректор Ассоциации международных автоперевозчиков Андрей Курушин, заявил о том, что по имеющейся у него информациии, наличие книжки МДП внесено таможней в систему управления рисками, которая срабатывает после предъявления перевозчиком книжки МДП, после чего таможня подвергает перевозчика усиленным мерам таможенного контроля.
"Сейчас мы собираем статистику по таким фактам", - заявил Андрей Курушин и пообещал собравшимся, что собранная информация будет доложена лично премьеру Дмитрию Медведеву.
К списку