Решаем ребус: как доказать, что ввезенное оборудование требуется для собственных нужд компании?
08/042015
Представим, что некое оборудование ввезено компанией новым, в единичном количестве, для собственных нужд. При таможенном оформлении сертификат соответствия компания не предоставила. Оборудование было выпущено таможенным органом в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Однако статус оборудования, выпущенного без предоставления сертификата о соответствии, не совсем понятен - является ли такой товар условно выпущенным или в отношении его нет никаких ограничений по распоряжению. Таможенные органы склоняются к тому, что такое оборудование является условно выпущенным, поэтому его необходимо контролировать после завершения таможенного оформления, а если компания желает иначе распоряжаться оборудованием, то она должна предоставить таможенному органу оформления сертификат (декларацию) соответствия.
При таможенном оформлении такого оборудования таможенные органы часто требуют предоставления гарантийного обязательства о предоставлении сертификата (декларации) о соответствии при распоряжении оборудованием в иных целях, чем было заявлено при таможенном оформлении.
Для того, чтобы разобраться со статусом оборудования и необходимостью в предоставлении сертификата соответствия предлагаю проанализировать нормы таможенного законодательства. В настоящей статье мы ответим на два вопроса: 1) является ли такое оборудование условно выпущенным и находится ли оно под контролем таможенных органов, и 2) может ли компания - декларант распорядиться бывшим в употреблении оборудованием по своему усмотрению, не обращаясь в таможенные органы, и без предоставления ему сертификата (декларации) о соответствии.
В начале хотелось бы сразу обозначить основания для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без предоставления сертификата соответствия. Эта норма установлена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294, в котором содержится положение о порядке ввоза на таможенную территорию ТС товаров, в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках ТС (далее – Решение № 294). Соответственно п. 5 (а) этого положения предоставление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие товаров обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется, если под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввезены товары в единичных экземплярах (количествах) и исключительно для собственных нужд. Такие товары должны быть ввезены по одному внешнеторговому контракту, что собственно и должен проверить таможенный орган при их оформлении.
Таким образом, суммируя правовую норму, при заявлении декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, таможенному органу надлежит проверить: 1) ввезены ли товары в единичных количествах; 2) по одному ли внешнеторговому контракту; 3) для собственных нужд или нет. Последнее обстоятельство о цели ввоза таможенный орган может уточнить при таможенном оформлении в декларации на товары. Декларант в ней может указать цели ввоза товаров или указать это в ином документе, например, в письме. При этом следует отметить, что никаких дополнительных требований о документах законодательством не установлено, поэтому сообщение о цели ввоза товара может исходить от декларанта в любом удобном для него формате.
Сообщение декларанта о цели ввоза для собственных нужд является уведомлением таможенному органу о том, что декларант намеревается использовать ввезенное им оборудование для собственных нужд, и этого достаточно для принятия таможенным органом решения о выпуске товаров и завершения таможенного оформления. Для таможенного оформления такого оборудования не установлено требования о предоставлении декларантом гарантийного обязательства об использовании им товаров или о предоставлении когда – либо сертификатов на него.
А является ли такое оборудование условно выпущенным? Я полагаю что нет и при этом имею ввиду комплекс правовых норм, анализ которых позволил сделать такой вывод. В соответствии с п. 1 ст. 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (1) (далее – ТК ТС) выпуск товаров таможенными органами производится, в том числе, при условии предоставления в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств-участников ТС.
Согласно п. 2 Решения № 294 к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию ТС, в отношении которых при их таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат предоставлению документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относятся товары, которые включены в Единый перечень продукции, в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках ТС, утвержденный Решением Комиссии ТС от 28.01.2011 № 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования (далее - Единый перечень).
К документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров)обязательным требованиям, относятся сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620.
В статье 200 ТК ТС «Условно выпущенные товары» указано, какие товары таковыми являются. Товары, выпущенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными, если в отношении них: а) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами; б) установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению, связанные с представлением документов (2) после их выпуска; в) государством - членом ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, - запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Как это следует из указанного выше, перечень условно выпущенных товаров, оформленных под процедуру для внутреннего потребления, является закрытым и не одного из перечисленных условий, позволяющих относить ввезенное оборудование к нему, в нем нет. Оборудование было ввезено в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой всех причитающихся пошлин и налогов и без предоставления льгот. Кроме того, оно на законных основаниях было ввезено без предоставления сертификата соответствия и такой сертификат не должен предоставляться, потому как оно ввезено для собственных нужд. С учетом того, что такое оборудование действительно использовалось компанией в производстве, т.е. для собственных нужд, таможенное оформление завершилось выпуском товаров и у декларанта не возникло обязательств предоставлять какие-либо документы, в том числе сертификаты соответствия, дополнительно после таможенного оформления (после выпуска). Такое оборудование после выпуска таможенным органом стало товаром ТС.
Согласно п. 1 ст. 219 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании" в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок. Как мы видим подход очень прост – если сертификат должен быть предоставлен, но не может быть предоставлен при таможенном оформлении, товары могут быть выпущены условно и только такие товары до предоставления таможенному органу необходимого сертификата будут считаться условно выпущенными и находиться под таможенным контролем.
При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров ТС после того как в отношении них уплачены причитающиеся суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и предоставлены необходимые документы. Поскольку в рассматриваемой нами ситуации указанные требования были соблюдены декларантом до выпуска товаров и у декларанта не было обязанности предоставлять сертификат соответствия вообще (3) , то такие товары не могли быть условно выпущенными и сразу же приобрели статус товаров ТС.
Учитывая, что вышеуказанное ввезенное оборудование является товаром ТС, то им можно свободно распоряжаться после завершения его использования компанией - декларантом. А товары, бывшие в употреблении, не подлежат сертификации в ТС, что также следует из норм законодательства (4) . На этом основании бывшие в употреблении оборудование может быть реализовано без получения согласования таможенного органа и без предоставления ему сертификата (декларации) о соответствии.
Указанное также подтверждается нормами национального законодательства РФ, а именно в соответствии со статьей 23 ФЗ РФ «О техническом регулировании в РФ» установлено, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Бывшая в употреблении продукция не является объектом обязательного подтверждения соответствия. При указанных обстоятельствах при необходимости реализовать ввезенное оборудование, которое по завершении таможенного оформления в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления, является не новым и уже эксплуатировалось, у компании в силу норм российского национального законодательства о соответствии продукции нет обязанности получать сертификат соответствия, соответственно таможенный орган не имеет права требовать такой сертификат, поскольку такого рода требование не соответствует закону.
С учетом проанализированных нами норм законодательства применительно к описанной ситуации мы пришли к выводу, что оборудование, ввезенное в единичном количестве, без предоставления таможенным органам сертификата соответствия, помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, не является условно выпущенным товаром и не находится под контролем таможенных органов. Мы также полагаем, что при ввозе нового оборудования в единичных количествах и для собственных нужд компании при таможенном оформлении в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления нет никаких законодательно установленных оснований для предъявления таможенному органу сертификата соответствия или предоставления гарантий о его предоставлении. Такое оборудование должно быть оформлено таможней без требования от декларанта каких-либо гарантий о предоставлении документов в будущем или ограничений относительно использования оборудования.
Оборудование, ввезенное новым, которое после завершения таможенного оформления эксплуатировалось компанией и использовалось в производственном процессе является бывшим в употреблении ввиду чего на такое оборудования система сертификация соответствия, установленная в ТС, не распространяется. Бывшее в употреблении оборудование не подлежит сертификации. В связи с указанным компания – декларант оборудования имеет право распорядиться бывшим в употреблении оборудованием, например, реализовать его, без уведомления об этом таможенного органа и без предоставления ему сертификата соответствия.
[1] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014).
[2] Перечислены в пп. 1 п. 1 статьи 195 ТК ТС.
[3] Пункт «а» пункта 5 Решения № 294.
[4] Абзац 2 пп. «а» п. 5 Решения 294.
Елена Белозерова
Руководитель направления, внешнеторговая деятельность, таможенное и валютное регулирование, Практика таможенного права и внешней торговли
Goltsblat BLP
tks
К списку