Импорт срежет цены
21/042015
По экспертным оценкам Федеральной антимонопольной службы, цены могут упасть на 20-30-50 процентов. А потребители будут выбирать, у кого покупать, к примеру, запчасти, у официальных дилеров втридорога или в соседнем магазине. Так, автозапчасти известных марок авто могут подешеветь сразу на 60-80 процентов, уже прикидывают продвинутые автовладельцы. В странах, где ограничений на ввоз брендовых товаров нет, цены, особенно на одежду, косметику, алкоголь, продукты, как правило, в разы ниже российских.
В Федеральной таможенной службе видят в отмене параллельного импорта "очень серьезные риски", сообщила "РГ" замруководителя ФТС Татьяна Голендеева.
По ее словам, если лавочку открыть, в страну может хлынуть некачественная продукция, в том числе со стоковых складов третьих стран. А проверять оригинальные товары на достоверность и идентичность без подтверждающих документов правообладателей таможенники пока не готовы. Нет контролирующих механизмов, опыт других стран не изучался, поясняет Голендеева.
В случае если правительство примет положительное решение, подходить к его реализации, по ее словам, придется очень осторожно, а при разработке новых правил оговаривать спорные ситуации. В целом в ФТС считают, что если параллельный импорт и разрешать, то не для тех отраслей, где наиболее высок риск ущерба потребителям от некачественной продукции. Например, в ФТС против ввоза параллельными импортерами компонентов и запчастей для военных и гражданских самолетов.
Сейчас при допуске в страну брендовых товаров, например, иномарок, косметики, алкоголя, одежды, бытовой техники и электроники, таможенники опираются на Реестр правообладателей, которые вносят в него свои товарные знаки и выбирают для поставок одного или нескольких уполномоченных дилеров. Любые другие независимые поставщики считаются серыми импортерами, а весь товар, пусть и оригинальный, на таможне считается контрафактным и подлежит конфискации.
Однако новые обязательства, безусловно, прибавят головной боли, понимает руководитель антимонопольной практики юридической фирмы Sameta Сергей Заграевский. Тем более, по его словам, контролировать товары, которые уже числятся в реестрах и других базах данных, таможенникам гораздо проще. Впрочем, как считает юрист, если будут сформированы понятные правила ввоза, например, через зеленые коридоры с участием ответственных отраслевых союзов, то это изначально поможет в отбраковке фальсификата и подделок. По мнению Заграевского, уполномоченные дилеры в данном случае тоже докажут свои преимущества, контролируя рынок от подделок и формируя конкурентные цены.
Министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Сулейменов, отмечая, с одной стороны, нынешние злоупотребления правообладателей и дилеров своим монопольным положением на рынках, с другой - тоже сомневается в снижении цен. По его словам, для контроля за параллельными импортерами придется создавать специализированные таможенные посты, а это потянет лишние затраты на логистику и доставку. Плюс независимым импортерам придется страховать свою ответственность, вводить обязательное гарантийное обслуживание товаров. Для проверки лекарств потребуются специализированные лаборатории. Особое значение вновь приобретет обязательная сертификация.
Все эти дополнительные меры отразятся на цене. Поэтому прогнозы о том, что "все подешевеет", Сулейменов не разделяет, называя их неоднозначными.
Сейчас легализация параллельного импорта - одна из самых актуальных дискуссий как в российском правительстве, так и в ЕЭК. Эксперты считают, что с 2016 года в пилотном режиме можно будет снять запрет на параллельный импорт отдельных товаров, установить требования к независимым поставщикам, оценить на практике плюсы и минусы их деятельности и определить целесообразность распространения на все товары.
Российская газета
К списку