Санкции за невозврат аванса при импорте могут смягчить
18/052015
Закон о валютном регулировании обязывает импортеров возвращать аванс за непоставленные товары. Оплата неполученных поставок – одна из основных схем незаконного вывода капитала, пишет Минфин в пояснительной записке к законопроекту: российская фирма заключает фиктивный контракт на покупку товаров за границей и перечисляет 100%-ную предоплату (см. врез).
Действующий штраф составляет 75% невозвращенной суммы при первом нарушении или при незначительной просрочке, в остальных случаях он может достигать и 100%. Минфин предлагает изменить механизм расчета штрафа – 1/150 ставки рефинансирования Центробанка (8,25%) за каждый день просрочки. Если же деньги вообще не были возвращены, то сохраняется штраф в 75% от неполученной суммы. Не возвращен аванс или же просто задержан из-за проблем поставщика, определяется по итогам расследования, например изучается переписка компаний, рассказывает советник по вопросам таможенного права «Альта-софт» Марина Лякишева.
Сейчас, даже если деньги вернулись, но с опозданием, штраф может составить и 100% аванса, говорит руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина: получается, вывода капитала нет, а органы валютного контроля издеваются над российскими предпринимателями. Такие штрафы неадекватны нарушению, сетует сотрудник строительной компании. Договоры купли-продажи предусматривают санкции за нарушения при поставке товаров, но они, как правило, невелики, объясняет он: получается, что неустойка с поставщика взыскивается небольшая, а штраф, который государство взимает с покупателя, – высокий. Прямые убытки на пустом месте, констатирует собеседник «Ведомостей».
Иностранные контрагенты понимают, что в России сложная экономическая ситуация, даже давние поставщики перешли на авансовую оплату, говорит вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло. От российских импортеров, как правило, требуют аванса, подтверждает сотрудник высокотехнологичной компании, а по разовым поставкам – всегда. Иногда товар действительно можно приобрести только в случае предоплаты, а гарантировать добросовестность партнеров компании не всегда могут, отмечает руководитель таможенной практики GBLP Елена Белозерова. Часто компании даже не знают, что нарушают требования законодательства из-за того, что поставщик срывает сроки поставки, говорит Баландина, чтобы избежать штрафа, приходится вносить изменения в контракт.
Штраф в 75% от аванса накладывается даже при задержке возврата денег всего на неделю, рассказывает Баландина. Штраф можно обжаловать в суде, доказывая, что произошла простая задержка, но на разбирательства тратится много средств и времени, говорит сотрудник строительной компании. Арбитражные суды очень редко признают задержку несущественной, один случай на сотни, знает Баландина. Страдает не только бизнес, но и конечный потребитель, поскольку штрафы все равно включаются в стоимость товара, продолжает она. Обычно до арбитражных судов дело не доходит, говорит Лякишева: если штраф накладывается, то компаниям проще заплатить его, чем тратить средства на судебные споры.
Борьбе с выводом капитала смягчение ответственности не помешает: штраф будет незначительным, если деньги задержали ненадолго, но высокие штрафы останутся, если аванс вообще не вернулся, указывает Баландина. При непродолжительной просрочке импортерам будет проще заплатить штраф в 1/150 от ставки рефинансирования, чем судиться, считает Лякишева.
Высокие штрафы не помогают бороться с фирмами-однодневками, уверен представитель «Деловой России». По его словам, новая норма поможет добросовестному бизнесу: компания и так страдает, если деньги или товар не были вовремя получены, теперь хотя бы не придется платить штрафы.
Представители Росфиннадзора и Минфина не ответили на запросы «Ведомостей».
Ведомости
К списку