Россия вернулась в TIR
22/062015
13 июня вступило в силу распоряжение Евразийского межправительственного совета от 29 мая 2015 года об обеспечении непрерывности действия Конвенции МДП на территории ЕАЭС.
Напомним, "войну" с книжками МДП (Carnet TIR), а точнее, с продающей их Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП, представитель Международного союза автомобильного транспорта — IRU в России) таможня вела два последних года. ФТС постепенно уменьшала число пунктов пропуска, в которых фуры со знаками TIR могли беспрепятственно пересекать российскую границу без дополнительных национальных гарантий. В соответствии с Таможенной конвенцией ООН 1975 года наличие книжки МДП позволяет без досмотра перевозить опломбированные транзитные грузы через границы подписавших этот документ стран. Продающая книжки АСМАП (примерно за $100 на партию товара) гарантирует оплату таможенных платежей в бюджет в случае, если транзитный груз не дойдет до получателя и "потеряется" на территории РФ.
В 2013 году ФТС заявила, что АСМАП задолжала бюджету около 20 млрд руб., и затребовала от перевозчиков более надежного с точки зрения службы финансового обеспечения. В качестве такового были названы прежде всего поручительства, которые стали продавать ранее неизвестные на рынке уполномоченные ФТС страховые компании. АСМАП наличие долга отвергла, неофициально перевозчики объясняли действия таможни желанием переделить доходный рынок обеспечения транзита. К весне 2015 года из более чем 100 международных пунктов пропуска книжки МДП принимались только на нескольких пунктах таможен Северо-Запада. Все это время бизнес-ассоциации и международные структуры слали российским властям гневные письма. Против фактического выхода РФ из Конвенции 1975 года выступил и российский МИД. Это давление, впрочем, не мешало ФТС готовить полное вытеснение АСМАП с рынка — датой разрыва соглашения с этой организацией служба назвала 30 июня 2015 года.
Этого, однако, уже не случится — с 13 июня ФТС обязана восстановить систему МДП. Решающим фактором для принятия этого решения стали не жалобы перевозчиков, не решение Высшего арбитражного суда 2013 года, признавшего неправоту ФТС, и не письма из IRU и ООН — все это таможня в течение почти двух лет спокойно игнорировала. По словам собеседников "Ъ", ситуация изменилась, когда власти Казахстана объяснили Москве, что действия ФТС ставят под угрозу проект ЕАЭС. Ведь транзит грузов, следующих из Европы в Казахстан, приходилось оформлять и оплачивать дважды. До границы ЕС и России — с помощью МДП, по территории РФ — через внутренние поручительства компаний. По словам главы Союза международных автоперевозчиков Казахстана Теодора Каплана, кроме потери времени на границах допзатраты перевозчиков этой страны из-за действий ФТС составляли порядка $500-600 на каждый рейс из Европы, общие потери — до $100 млн в год.
Все это не вписывалось в концепцию единых пространств ЕАЭС, и 29 мая на заседании Евразийского межправительственного совета было принято решение об обеспечении непрерывности действия Конвенции МДП на территории союза. 10 июня ФТС сообщила о "восстановлении взаимодействия" с АСМАП, в ответ перевозчики пообещали поддержать усилия службы, добивающейся пересмотра Конвенции 1975 года. Таможня хочет, чтобы механизм взыскания таможенных платежей с гарантийного объединения стал более прозрачным и чтобы исполнительный совет Конвенции МДП формировался в основном из представителей стран, на которых приходится основной грузооборот (по словам главы представительства IRU в Евразии Дмитрия Чельцова, из 3 млн книжек примерно половина ранее закрывалась на территории РФ).
Перечень пунктов пропуска, которые будут принимать книжки МДП, служба пока не обнародовала, обещая, однако, "задействовать основные транспортные направления транзита грузов по территории РФ".
Коммерсант
К списку