Верховный суд отбелил серый импорт
16/112015
Суды разбирались в вопросе "серого" импорта в деле, в котором продавец поставил в областную больницу в Липецке аппарат УЗИ без гарантии производителя. Покупатель не хотел принимать товар, а поставщик заставлял его это сделать. "Вопрос с "серым" импортом в сфере медтехники особенно актуален, – говорит Екатерина Смирнова, адвокат юргруппы "Яковлев и партнеры". – В некоторых случаях отсутствие гарантии может говорить о поставке фальсифицированного товара, но зачастую оборудование качественное, просто его купили не у официальных дилеров, которые в разы завышают цены".
Договор на поставку аппарата УЗИ производства GE Vingmed Ultrasound AS (Норвегия) "Медикал групп" заключил в середине 2012 года. Через несколько месяцев поставщик передал оборудование, но принимать и оплачивать его (12 млн руб.) больница отказалась, сославшись на нарушение контракта и условий тендера. По ее мнению, аппарат передали в неполной комплектации, к тому же он был, по сути, контрафактным: отсутствовала гарантия качества от производителя (вместо нее продавец представил сертификат от дистрибьютора RPS Imaging (США) и договор на сервисное обслуживание с третьей организацией). "Медикал групп" с такой позицией не согласился и обратился в суд с требованиями принять и оплатить товар (дело № А36-7727/2012).
Кто вы, мистер Хоуп?
В ходе процесса подтвердилось, что товар ввезли через США, но через официальных дистрибьюторов аппарат в Россию не ввозился, заявила суду ООО "ДжиИ Хэлскеа", "дочка" GE Medical Systems, привлеченная третьим лицом. Отрицала она и то, что RPS Imaging является официальным дистрибьютором медтехники. Последняя фирма, которая якобы гарантировала качество оборудования, ответила на запрос GE, что не занимается поставками в Россию. Более того, по утверждению американской организации, ей было неизвестно, кто такой Боб Хоуп, который от ее имени подтвердил поставку аппарата в Липецкую больницу. Кто такой загадочный мистер Хоуп, знает, вероятно, нотариус, который заверял его подпись на сертификате от RPS Imaging.
Авторитет нотариуса, а также целый ряд других доказательств сыграли в пользу истца, в доводах "дочки" GE липецкий суд решил не разбираться. К тому же в деле отсутствовали учредительные документы GE Vingmed Ultrasound AS, поэтому, как констатировал суд, невозможно установить, "какие компании являются дистрибьюторами, а какие входят в группу компаний GE".
Вместо этого была проведена экспертиза, которая не подтвердила довод о некомплектности. Согласно ее выводам, аппарат УЗИ новый и выполняет все свои функции. Арбитражный суд Липецкой области также отверг довод о гарантии. Согласно выводам суда, слово "гарантия" в контракте стоит понимать не как документ, а как обязательство обеспечить качество товара в пределах гарантийного срока. И здесь интересы больницы не ущемляются, поскольку гарантийным обслуживанием по контракту должен заниматься продавец или привлеченные им организации, а вовсе не производитель, который находится в Норвегии, следует из решения суда. Такое решение "засилили" апелляция и кассация, но затем дело принял к рассмотрению Верховный суд.
Гарантия все-таки гарантирована
ВС оценил обстоятельства по-другому. Согласно определению коллегии, гарантия производителя входила в необходимые условия госконтракта. Верховный суд указал, что нижестоящие инстанции не уделили должного внимания доводам "ДжиИ Хэлскеа" и письмам, которые подтверждали "серый" импорт аппарата. Обратный факт – что его ввезли официально – доказан не был, заметил в своем определении ВС. По его мнению, не был исследован и вопрос, является ли RPS Imaging официальным дистрибьютором оборудования. Придя к таким выводам, вышестоящая инстанция определила – акты отменить, дело отправить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Липецкий суд приготовился было выполнить указания ВС, но 4 ноября стало известно, что истец отказался от своих требований. "Суд принял отказ, хотя мы возражали" – рассказывает Рустам Курмаев, партнер практики по разрешению споров Goltsblat BLP, который представлял в суде интересы "ДжиИ Хэлскеа". Он рассказывает о похожем деле А43-31241/2012, в котором Нижегородская больница им. Семашко судилась из-за аппарата УЗИ, проданного фирмой "Р.Б.Интерпрайз". Тот процесс закончился мировым соглашением, по которому поставщик обязался заплатить штраф за некачественный товар.
Обычно "серым" называют импорт товара с нарушениями товарных таможенных кодов, или, попросту, контрабанду, говорит Александр Базыкин, управляющий партнер Heads Consulting. Гарантия на такие товары не сможет работать эффективно, считает он, а поддерживать работоспособность техники, скорее всего, придется за счет бюджета.
Право.ру
К списку