Федеральная налоговая суперслужба
19/012016
Президентские указы были опубликованы сразу после встречи в Ново-Огарево Владимира Путина и Дмитрия Медведева. На ней премьер-министр сообщил о намерении властей создать "единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей внутри системы Минфина". Ее куратором станет ФНС, которая будет отвечать за общее методическое руководство и сбор всех платежей.
В эту систему, по выражению господина Медведева, будет "погружена" Федеральная таможенная служба. Ее переведут "на те же методические рельсы, на которых работает в настоящее время ФНС". Займется ФНС и сбором страховых взносов, администрируемых сейчас Пенсионным фондом и фондом медстраха. Наконец, в систему будет внедрено и Росалкогольрегулирование. "Таким образом, возникнет единая система администрирования, сбора и, соответственно, последующего использования всех налоговых и неналоговых платежей",— доложил Владимиру Путину премьер.
Запустить реформу и должны два президентских указа. Первый перевел ФТС и РАР из подчинения правительству в ведение Минфина. Таким образом, под крылом министерства Антона Силуанова теперь собраны почти все ведомства, отвечающие за доходную часть бюджетов. Кроме двух названных служб это еще ФНС, Росфиннадзор и Федеральное казначейство (из крупных администраторов доходов вне системы только курирующее приватизацию Росимущество).
Переподчинение сопровождается соответствующим лишением ФТС и РАР части полномочий: Минфину переданы функции по реализации государственной политики и нормативному регулированию в алкогольной сфере, "а также в области таможенного дела". Второй указ предписывает правительству в срок до 1 мая 2016 года внести в Госдуму законопроекты, возлагающие на "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти" функции по администрированию страховых взносов, а также по формированию и ведению единого информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ.
Напомним, о необходимости формирования единого механизма администрирования платежей Владимир Путин в общей форме заявил в послании Федеральному собранию в декабре 2015 года. "Сейчас стоит задача интеграции сервисов, информационных систем налоговой службы и таможенной службы. Это даст существенный прирост собираемости налогов",— пояснял замысел властей министр финансов Антон Силуанов. В интервью "Ъ" (см. "Ъ" от 20 ноября) глава ФНС Михаил Мишустин говорил о работе над проектом по модернизации всей автоматизированной информационной системы — созданием АИС "Налог-3". Ее задача — хранить и обрабатывать налоговую информацию в едином федеральном хранилище, в системе центров обработки данных (ЦОД).
Саму идею единого фискального органа изначально лоббировал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, считающий, что новация позволит повысить качество администрирования платежей и прозрачность ведения бизнеса. ФНС назначена "старшей" в новой схеме администрирования потому, что далее других продвинулась в сфере IT-технологий, необходимых для создания единой информационной базы, говорит федеральный чиновник. "В ней будут видны все платежи, что сделает использование серых схем почти невозможным",— сказал он "Ъ". В Белом доме надеются, что оказавшиеся в ведении Минфина ведомства "сомкнут ряды" в течение года. При этом Михаилу Мишустину сначала предстоит справиться с задачей интеграции таможенных и алкогольных платежей. "Передача администрирования страховых платежей к ФНС от ПФР — это уже следующий уровень",— отмечает чиновник.
Бизнес надеется получить выгоду от предстоящих перемен. "Мы давно настаивали на передаче администрирования страховых взносов ФНС, поскольку внебюджетные фонды работают непрозрачно: базы у них разные, и увидеть нагрузку на каждого налогоплательщика сейчас невозможно",— сказала "Ъ" руководитель экспертного центра при уполномоченном по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович.
"За счет повышения качества администрирования и автоматизации процессов в более технологически продвинутой ФНС мы надеемся увидеть правдивую картину нагрузки на бизнес и доказать, что пора снижать ставки до среднемировых",— говорит эксперт. По части работы таможенной службы Анастасия Алехнович отмечает, что "возврат НДС экспортерам, если это не "Газпром", проходит очень затратно и медленно — большие суммы зависают на срок до полугода". При объединении ФНС и ФТС при сквозном учете процесс возмещения должен ускориться, надеется она.
О проблемах с таможней говорит и вице-президент "Деловой России" Виталий Сурвилло. "Все проблемы и хаос в таможенной сфере — коррупция, серый импорт — вытекают из отсутствия единой базы ФНС и ФТС. Налоговая и таможенная служба едины практически во всех странах — это всем удобно",— говорит предприниматель. Более 40% споров между участниками ВЭД и ФТС, по его оценкам, касается таможенной стоимости — предприниматели вынуждены платить ту сумму, на которой настаивают таможенники, потом подают в суд. Эту напряженность можно было бы убрать с помощью единой базы данных.
Между тем в социальном блоке правительства, который ранее оспаривал необходимость передачи полномочий от фондов к ФНС, полагают, что окончательного решения по этому поводу пока нет. Как сказал "Ъ" представитель вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко, в указе президента не назван орган, который будет заниматься сбором страховых взносов,— его определит правительство. Источник в социальном блоке надеется, что эта функция может остаться и у ПФР.
В самом фонде "Ъ" указали, что для ПФР ключевым фактором является правильность применения плательщиками ставок взносов по каждому работнику с учетом условий труда и по категориям страхователей. "Мы ведем базу формирования пенсионных прав каждого гражданина, в основе которой лежит информация о страховых взносах работодателя. Разнесение взносов по лицевым счетам граждан происходит ежеквартально. При создании в стране единого фискального органа будет необходимо сохранить систему быстрого и надежного получения Пенсионным фондом информации о страховых взносах по каждому работнику",— осторожно пояснили в пресс-службе ведомства.
В РАР указ президента комментировать вовсе не стали. Менеджер одной из алкогольных компаний считает, что указ ослабляет позиции РАР и ее руководителя Игоря Чуяна в сфере контроля за рынком алкоголя, что может стать позитивным моментом для его участников. "Как регулятор служба и ее руководство зачастую показывали низкий уровень экспертизы в предлагаемых мерах, что показал пример утвержденной недавно правительством "дорожной карты" алкогольного рынка, которую разрабатывал РАР и которая неоднократно переписывалась,— говорит собеседник "Ъ".— Кроме того, РАР за много лет не удалось добиться сокращения алкоголизации в условиях роста теневого рынка в крепком алкоголе в последние годы".
Член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин, в свою очередь, опасается, что Минфин воспользуется запутанностью ЕГАИС (с 1 января отчитываться за оборот алкоголя в системе должны оптовики, с 1 июля — розница) для выбивания больших штрафов — от 50 тыс. до 200 тыс. руб.— с участников рынка. "Сам принцип работы системы подразумевает ожидание, что где-нибудь предприниматель ошибется",— пояснил он. Другой участник рынка считает, что решение отдать функции РАР Минфину может быть связано с многочисленными жалобами на работу регулятора не только представителей бизнеса, но и чиновников. "В условиях спада в экономике нужно лучше контролировать наполняемость бюджета. К РАР была претензия в том, что федеральные специальные марки, которые он выдает, зачастую получали кабардинские предприятия, не платившие акциз. Теперь же, возможно, выдачу марок будет контролировать ФНС",— говорит он.
Сам заметно усиливающий свой аппаратный вес Минфин вчера через пресс-службу сообщил о надежде повысить эффективность администрирования платежей после передачи в его ведение РАР и ФТС. Кроме того, в Минфине рассчитывают, что "в будущем администрирование страховых взносов перейдет от органов управления фондами в ФНС, и правила администрирования взносов будут прописаны в Налоговом кодексе" (а не в отдельных законах, как сейчас).
Коммерсант
К списку