Утилизационный сбор разоряет российских производителей и импортеров спецтехники
25/022016
Участники рынка знали, что такой документ готовится в правительстве, но даже в самых смелых фантазиях не могли представить, насколько высокими окажутся ставки сбора — не меньше 10% от стоимости новой техники и свыше 200% от цены машин старше 3 лет. "Девальвация рубля подкосила спрос, а теперь огромный утилизационный сбор. На импорте можно поставить крест!" — сокрушается один из импортеров. А местные производители спецтехники уже притормозили выпуск продукции.
Объемы сокращаются
Ставки утилизационного сбора шокировали бизнесменов — они сокращают продажи, останавливают производство. Базовая ставка на спецтехнику — 150 тыс. рублей. К ней чиновники разработали поправочные коэффициенты в зависимости от веса, мощности и возраста техники, как будто габариты и мощность влияют на стоимость утилизации.
Так, за ввозимый в Россию колесный трактор мощнее 380 л. с. и старше 3 лет придется заплатить 6 млн рублей, что вдвое выше его цены на вторичном рынке. Сбор за такой же, но новый трактор — 1,4 млн рублей, или 23% от цены. По какой–то злой иронии законодателей самый большой сбор касается простой и недорогой техники. Прицеп для перевозки лодок автовладельцы раньше покупали за 80 тыс. рублей. А с учетом сбора его цена подскочила до 330 тыс. рублей. Прицепы для грузовиков подорожали с 700 тыс. рублей до 1,2 млн. "В феврале–марте мы планировали большие объемы производства, но сейчас все контракты приостановлены до разъяснения ситуации, — говорит один из производителей прицепов. — Мы направили письма президенту РФ, в Минпромторг, в Смольный".
Импортеры тоже сокращают объемы. "Мы думали, сбор будет меньше. Это сильный удар по бизнесу. До сих пор мы продавали технику, ввезенную в 2015 году. За декабрь–январь вырос курс валют. Плюс к этому утилизационный сбор. В сумме подорожание составит 30–40%. В 2015 году продажи упали на 50%. Новое повышение приведет к еще большему снижению спроса, и компании начнут разоряться", — прогнозирует Олег Хромченко, гендиректор компании "Росан" (дистрибьютор Bombardier Recreational Products). "Утилизационный сбор убивает бизнес, — соглашается генеральный директор ООО "ТК АВМ–Трейд" Сергей Койнов. — Мы знали о введении сбора. Завезли в конце 2015 года крупную партию товара. Ее нам хватит до апреля. Потом начнем продавать технику, ввезенную в 2016 году. Из–за утилизационного сбора она подорожает в среднем на 30%. Мы ожидаем падения продаж. В 2014 году продали 20 тыс. единиц, в 2015–м — 7,5 тыс. Хотели удержаться на этой отметке, но теперь продадим меньше, примерно 5 тыс. единиц техники".
Ставки в законе
Российских производителей удивил не только размер сбора, но и тот факт, что им тоже придется платить. "Мы полагали, что сбор введут только на импортируемую технику. И тогда у нас, как у российских производителей, было бы преимущество по сравнению с зарубежными. Но его ввели для всех", — разочарован Рудольф Мердиан, генеральный директор компании "Новтрак" (новгородская "дочка" германского производителя автоприцепов Meusburger, производит по 600–700 прицепов и полуприцепов в год под брендом "Новтрак").
Все отечественные производители равны, "но некоторые равнее". Так, на Петербургском тракторном заводе даже не пытаются оценивать последствия от утилизационного сбора. "Пока нет конкретного механизма и порядка взимания утилизационного сбора, делать прогнозы сложно", — заявили на ПТЗ.
Философское отношение ПТЗ к ситуации объяснил один из промышленников: "С механизмом уплаты сбора все предельно ясно: наши производители его платят в налоговую через 45 дней после того, как зарегистрируют спецтехнику и получат паспорт транспортного средства самоходной машины. Причем крупнейшие производители, попавшие в реестр Минпромторга, рассчитывают на госсубсидии, которые компенсируют расходы на утилизационный сбор. ПТЗ недавно посещал Дмитрий Медведев, и они наверняка надеются на господдержку".
Импортеры же уплачивают сбор вместе с НДС и таможенными пошлинами, когда товар пересекает границу.
Инстинкт покупателя
Потребители спецтехники до прояснения ситуации не собираются обновлять парк машин. "Если ничего не придумают с этим сбором, то местные производители техники поднимут цены. Мы уже получили от наших поставщиков предупреждение, что техника в ближайшее время подорожает. Но кто будет ее покупать по новым ценам? Сейчас все режут бюджеты. Производители просто загнутся", — говорит один из перевозчиков. С ним соглашается Михаил Мосин, гендиректор компании "Беатон": "Мы планировали в этом году обновлять парк карьерной техники. Но теперь, видимо, будем корректировать эти планы. Импортная техника и так в прошлом году подорожала на 20–30%. А с введением утилизационного сбора цена вырастет еще больше. Мы думали частично перейти на отечественную технику. Но и она из–за сбора подорожает".
Солидарен с коллегами и Эльчин Каджаров, представитель ОАО "Управление механизации — 1" (сдает в аренду строительную технику). "В связи с последними изменениями — рост курса валюты и утилизационный сбор — в 2016 году мы не будем покупать импортную технику. Мы цены на аренду не поднимаем: нормо–час у нас как стоил 900 рублей, так и стоит. Но если башенный кран мы покупали за 200 тыс. евро, то 200 тыс. евро сейчас и 1,5–2 года назад — это две большие разницы. Плюс налоги, плюс утилизационный сбор. В итоге он будет окупаться как минимум в 2 раза дольше. Нам это совершенно невыгодно", — заключает эксперт.
Лесозаготовители, сельхозпроизводители охотно покупали недорогую подержанную импортную технику из–за отсутствия отечественных аналогов и возможности взять кредит на приобретение нового форвардера или трактора. Теперь их лишили возможности обновить и пополнить парк машин. Платить за видавший виды лесозаготовительный комбайн больше, чем за новый, лесопромышленники не готовы.
Некоторые промышленники позитивно оценивают ситуацию. Они рассчитывают занять место иностранных поставщиков и уже начали разрабатывать собственные образцы спецтехники, чтобы в 2017 году предложить новинки потенциальным клиентам. Возможно, к этому моменту ставки сбора снизят.
Деловой Петербург
К списку