В состоянии алкогольного оживления
02/082016
Согласно данным таможенной статистики (есть в распоряжении "Ъ"), объемы ввоза в Россию виски, занимающего основную долю в сегменте крепких спиртных напитков, по итогам первого полугодия выросли на 2,1%, до 9,83 млн л. В рейтинге крупнейших импортеров виски при этом произошли изменения: компания Diageo (марки Johnnie Walker, Bell's), снизив поставки на 21,1%, до 1,94 млн л, опустилась с первого на третье место, пропустив вперед Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson) и Bacardi Ltd (Dewar's, William Lawson's) — эти производители увеличили импорт на 62,4%, до 2,42 млн л, и на 5,7%, до 1,49 млн л, соответственно. Из крепкого алкоголя значительнее всего выросли поставки рома — на 34,9%, до 1,97 млн л. В других заметных категориях рост показала лишь текила — на 2,8%, до 1,09 млн л. Объемы импортной водки снизились за полугодие на 24,7% — до 1,22 млн л.
Заметный рост в первом полугодии показал также импорт тихих вин — их поставки увеличились на 10,1%, до 74,91 млн л. Основные его импортеры — компании "Мистраль Алко" (большая часть импорта — вино из Абхазии) и "Лудинг", занимающие 11,3% и 9,8% в общем объеме ввоза соответственно. Импортные игристые вина также показали рост на 7,1%, до 11,67 млн л. Лидерами по их ввозу в этот период стали Bacardi Ltd (9,6%) и Gruppo Campari (6,2%).
Стремительное падение поставок импортного алкоголя началось с декабря 2014 года после обвала рубля. Его последующая девальвация спровоцировала рост цен на зарубежное спиртное, в результате чего по итогам 2015 года объемы ввоза виски упали на 22,3%, рома — на 35%, текилы — на 23,1%, тихих вин — на 32,6%, игристых — на 33,7% (см. "Ъ" от 21 января).
Увеличение поставок в первом полугодии президент виноторговой группы МБГ Ирина Фомина связывает с укрепившимся в этот период рублем. Это, по ее словам, позволило компании три месяца назад даже снизить цены на некоторые позиции. "Сейчас мы активно наращиваем поставки, и, если в ближайшем будущем ситуация с рублем не ухудшится, по итогам года будет рост",— прогнозирует госпожа Фомина. Президент Simple Максим Каширин отмечает, что в первом полугодии 2015 года у российских импортеров была очень низкая база: в условиях курсовой неопределенности они "осушали стоки" и практически ничего не ввозили. "В этом же году курс стабилизировался, и мы, например, по некоторым категориям смогли увеличить объемы импорта на 70-80%, а где-то и вдвое",— объясняет он.
В Bacardi Ltd считают, что пока рано говорить о росте категорий, но тоже признают, что "позитивные тренды налицо". "Это во многом связано с такими факторами, как укрепление рубля и сбалансированная акцизная политика правительства (с 2014 года акциз на крепкий алкоголь сохраняется на уровне 500 руб. за литр безводного спирта.— "Ъ")",— говорит гендиректор "Бакарди Рус" (российская структура Bacardi Ltd) Оксана Певцова.
Председатель правления "Синергии" Александр Мечетин с прогнозами по восстановлению поставок импортного алкоголя в 2016 году осторожен. "Шесть месяцев — пока недостаточный срок для каких-то выводов,— считает он.— Пока мы по-прежнему наблюдаем сниженную потребительскую активность".
В прошлом году, в период девальвации рубля, импортеры алкоголя старались сохранить объемы, сдерживая рост цен в ущерб собственной марже. В недавнем интервью "Ъ" господин Мечетин говорил, что "Синергия" и компания William Grant & Sons (поставщик виски Grant's) взяли на себя около 50% девальвации. Ирина Фомина отмечает, что в случае с МБГ этот процент был еще выше. В "Бакарди Рус" сообщили, что за два года повышали цены всего на 25-40%, в то время как рубль подешевел вдвое. Теперь же в компании говорят, что будут вынуждены повышать цены на свою продукцию, чтобы восстановить прибыльность. "При этом мы продолжим делать это постепенно, чтобы соответствовать покупательской способности нашего потребителя и сохранить текущую долю рынка",— обещает госпожа Певцова.
Коммерсант
К списку