«Магнит» вошел в число крупнейших импортеров вина в Россию
25/012017
ООО «Ритейл импорт», которое является 100-процентной «дочкой» «Магнита», в 2016 году заняло четвертую строчку по объемам поставок вина в Россию в физическом выражении, следует из материалов Федеральной таможенной службы (есть в распоряжении РБК). Впервые компания «Ритейл импорт» появилась в статистике ФТС в 2013 году, когда импортировала 511,8 тыс. л вина, заняв 0,19% рынка. По итогам 2016 года она увеличила объем поставок на порядок — до 6,2 млн л — и контролировала уже 3,6% винного импорта. Согласно таможенной статистике, наиболее активно «дочка» «Магнита» закупала вино в Испании и Франции — объем импорта из этих стран составил 1,7 млн л и 1,1 млн л соответственно.
Как рассказал РБК финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан, все вино поставляется исключительно для продаж в магазинах сети. По его словам, в настоящее время на прямые поставки приходится до 15% реализуемого в сети вина.
«Магнит» не первый раз попадает в число крупнейших поставщиков продовольствия. Как ранее писал РБК со ссылкой на данные Banastat, в 2014 году компания Сергея Галицкого стала лидером по поставкам бананов в Россию с долей 21%. Бананами ретейлер занялся в 2010 году, для чего даже стал фрахтовать суда.
Главные по вину
Согласно статистике ФТС, поставки вина в Россию (без учета игристых вин) в 2016 году достигли 174,7 млн л. По сравнению с 2015 годом они выросли на 4,5%. Топ-3 стран-поставщиков по сравнению с предыдущим годом не изменился — это Испания (21,2% поставок), Италия (17,5%) и Франция (14,5%). Четвертое место в 2016 году по объемам поставок заняла Грузия (11,2%). Она сменила прежде занимавшую эту строчку Абхазию, на которую в 2016 году пришлось 9,5% рынка в физическом выражении. Крупнейшими импортерами вина в Россию в физическом выражении стали «Мистраль Алко», специализирующаяся на поставках из Абхазии (на нее пришлось более 19,8 млн л, или 11,4% рынка), «Лудинг» (свыше 15,8 млн л, или 9,1% рынка) и Simple (более 8,8 млн л, или 5,1%).
Свое дешевле
Хотя «Магнит» является единственным ретейлером, попавшим в топ-5 импортеров вина, прямые поставки из-за рубежа наращивают и другие сети. Согласно ФТС, свою долю в 2016 году увеличили компании «Арома» (сеть винных супермаркетов «Ароматный мир») и «Сомелье» (сеть «Отдохни») — с 2 до 3% и с 2,2 до 2,6% соответственно. Таким образом, в списке импортеров они заняли 6-е и 10-е места.
Как отмечают опрошенные РБК эксперты, в дальнейшем торговые сети продолжат составлять конкуренцию классическим дистрибьюторам. Темпы роста розничных сетей замедляются, а некоторые даже демонстрируют падение продаж, говорит директор Центра изучения федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. В этих условиях сети будут делать упор на собственные торговые марки и развитие собственных логистических услуг, резюмирует он. «Многие ретейлеры начинают заниматься поставками в рамках оптимизации издержек», — согласен главный редактор аналитической группы «АлкоЭксперт» Александр Ставцев. На условиях прямых поставок сети закупают, как правило, недорогое вино, значительная часть которого продается под собственными торговыми марками и не встречается в других магазинах, добавляют собеседники РБК.
Представитель сети «Лента» рассказал РБК, что компания сама импортирует вина как низкого, так и среднего ценовых сегментов. При этом задача сети — предложить покупателям минимальные цены на продукцию из всех основных стран и регионов в категории «вино», отметил он.
В декабре 2016 года представитель торговой сети «Перекресток» рассказывал РБК, что компания отдает предпочтение собственному импорту вина, а его доля в некоторых субкатегориях достигает 50%. О планах наращивать объемы собственного импорта сообщил РБК и представитель Metro Cash & Carry. «Это позволяет заметно снижать стоимость ввозимой продукции и предлагать более привлекательные цены», — пояснил он.
Правильная цифра
Ввозить вино в страну напрямую ретейлерам выгоднее, чем через импортеров, подтверждают все опрошенные РБК участники рынка. Они расходятся только в оценках. Как считает президент компании Simple Максим Каширин, минимальная маржинальность при прямых поставках увеличивается на 20–25%. За счет прямого импорта маржа ретейлеров вырастает примерно на 40%, уверен Вадим Дробиз. Сами ретейлеры подобные цифры не подтверждают. «Так оценивать нельзя, есть более маржинальные позиции, есть менее, у них разный срок оборачиваемости», — пояснил РБК Помбухчан, не предоставив «правильную» цифру.
По сравнению с дистрибьюторами у торговых сетей есть существенные преимущества. Они могут продвигать собственные марки, давая на них скидки и ставя на самые «выгодные» полки, рассуждает Дробиз. Со своими товарами ретейлеры работают более агрессивно и предоставляют им лучшую выкладку, согласен Максим Каширин. Однако к планам ретейлеров увеличивать импорт вина он относится философски. По его мнению, подобная тенденция представляет угрозу только тем импортерам, которые работают преимущественно с розницей. Между тем Simple, занимающая 3-е место по поставкам вина в Россию, давно переориентировала свой бизнес на сегмент HoReCa и прямые продажи.
РБК
К списку