Прощаемся с бумажными документами
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) после вступления в силу, которое намечено на начало 2016 года, призван обеспечить единое таможенное регулирование на территории пока четырех, а со временем и пяти стран Союза. Следует отметить, что в проекте документа, который сейчас проходит процедуру внутригосударственного согласования и обсуждения с бизнес-сообществом, одно из приоритетных значений отведено электронному декларированию и применению информационных технологий
За годы, прошедшие после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), применяемые таможенными службами информационные системы и технологии, по мнению начальника отдела Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Марины Искосковой, ушли далеко вперед. В результате этого нормы ТК ТС, предусматривающие наличие при осуществлении таможенных операций бумажного документооборота, стали входить в противоречие с практикой работы таможенных органов. Поэтому в проекте ТК ЕАЭС авторы постарались эту ситуацию нивелировать, отдав предпочтение электронному документообороту, сохранив применение письменного декларирования только в случаях, которые определены таможенным законодательством.
Кроме этого, в новом документе предусмотрена возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена; совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации автоматически, информационными системами таможенных органов. Также при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием, предполагается использование механизма «единого окна». Хотя эти подходы являются новыми для ТК ЕАЭС, но они уже были применены и проверены таможенными органами государств - членов ТС как в экспериментальном, так и в штатном режиме.
Представитель ЕЭК подчеркнула, что в этот раз модернизация таможенного законодательства будет опираться на имеющийся передовой опыт таможенных служб государств Союза и зарубежных таможенных администраций. При этом максимально учтены новые требования, новый уровень развития таможенных информационных технологий. Она напомнила, что в 2009-2010 годах, когда разрабатывался ТК ТС, таможенные процессы еще были ориентированы на бумажный документооборот, который являлся приоритетным в таможенных правоотношениях. Хотя при таможенном декларировании и проведении таможенного контроля информационная поддержка в тот период и играла значительную роль, но она все-таки выполняла вспомогательную функцию, лишь облегчая и оптимизируя проверку таможенных деклараций.
Поэтому в большинстве случаев юридическую значимость имели письменные документы, заверенные подписями и печатями, а ТК ТС по всем статьям, затрагивающим вопросы таможенного декларирования и выпуска товаров, проведения таможенного контроля и взаимодействия с лицами, совершающими таможенные операции, содержит следующие нормативные предписания: «по мотивированному письменному обращению», «с письменного разрешения таможенного органа». Сейчас эти нормы уже воспринимаются как устаревшие, особенно если говорить, например, о практике Российской Федерации по удаленному выпуску товаров, когда декларация на товары (ДТ) в электронной форме подается на таможенный пост - Центр электронного декларирования, а товары фактически находятся за много километров от него, в регионе деятельности другого таможенного органа.
Приоритеты смещены
Напомним, что в ТК ТС применение электронной формы таможенного декларирования закреплено рамочно. Оно упоминается в пункте 3 статьи 179 ТК ТС как одна из возможных форм таможенного декларирования. Кроме того, в пункте 5 статьи 181 ТК ТС речь идет о возможности представления таможенной декларации в виде электронного документа в порядке, который определен решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 08.12.2010 № 494 «Об инструкции о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа», которое было принято в развитие этой отсылочной нормы и тоже получилось очень декларативным и рамочным. Поэтому технология декларирования товаров в электронной форме развивалась в каждом государстве по своему пути, не имея четких ориентиров на наднациональном уровне.
Следует уточнить, в упомянутой инструкции указано, что при совершении таможенных операций с использованием электронной декларации (ЭТД), в том числе при выпуске товаров до ее подачи в соответствии со статьей 197 ТК ТС, документы, представление которых предусмотрено таможенным законодательством ТС, представляются в электронном виде и (или) на бумажных носителях, если иное не установлено таможенным законодательством ТС и (или) законодательством входящих в него государств-членов. Структуры и форматы ЭТД, особенности представления, использования и хранения ЭТД и документов также могут определяться законодательством Союза и (или) его государств-членов.
В проекте ТК ЕАЭС нормы, регулирующие вопросы электронного декларирования, трансформированы. Так, пункт 3 статьи 179 ТК ТС устанавливает, что таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) в электронной формах с использованием таможенной декларации, то есть электронное декларирование упоминается как некая альтернатива. В пункте 3 статьи 74 «Общие положения о таможенном декларировании» проекта ТК ЕАЭС, которая является аналогом статьи 179 ТК ТС, определено, что таможенное декларирование товаров производится в электронной форме. Предполагается, что письменное декларирование будет применяться только в определенных таможенным законодательством случаях: при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; в отношении товаров для личного пользования и транспортных средств международной перевозки; при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами; в иных случаях, устанавливаемых ЕЭК, а если это предусмотрено союзным кодексом – законодательством государств - членов ЕАЭС.
Марина Искоскова уточнила: работая над этой нормой, специалисты ФТС России информировали, что в информационных системах возможны сбои, во время которых нельзя лишать декларантов права подать декларацию на товары. Вероятность такой ситуации была урегулирована в пункте 5 статьи 74 проекта ТК ЕАЭС: «Вне зависимости от положений пункта 3 настоящей статьи таможенное декларирование может быть произведено в письменной форме, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем, используемых таможенными органами, вызванной техническими сбоями, нарушениями работы средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии». По мнению разработчиков документа, это позволит декларантам выполнить обязанность по таможенному декларированию товаров и не допустить нарушения срока подачи таможенной декларации, что имеет определенные правовые последствия.
Также во всех случаях взаимодействия декларанта с таможенным органом (при отзыве таможенной декларации, внесении в нее изменений), когда в ТК ТС предусмотрена только письменная форма, вводится альтернатива, позволяющая взаимодействовать через информационные системы и обмениваться электронными документами. Так, согласно статье 191 ТК ТС сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта. Статья 192 ТК ТС также предусматривает отзыв таможенной декларации по мотивированному письменному обращению декларанта с письменного разрешения таможенного органа.
В статье 82 ТК ЕАЭС «Изменение и (или) дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации» уже предусмотрено, что с разрешения таможенного органа заявленные в таможенной декларации сведения могут быть изменены и (или) дополнены по мотивированному обращению декларанта в виде письменного или электронного документа. Статья 83 «Отзыв таможенной декларации» также устанавливает, что обращение декларанта подается в виде электронного или письменного документа.